Что такое плагиат, или О западных стандартах научной этики

Копирование из одного источника  это
плагиат, копирование из двух  исследование.
(Уилсон Мизнер, американский писатель)

Одной из общепринятых норм является принадлежность произведения, открытия, идеи указанным в них авторам. Иными словами, кто подписался под статьей, рассказом, стихом, рисунком или другим продуктом индивидуального либо коллективного творчества, — тот его и создал. Нарушение этого принципа, то есть «выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, [иными словами,] присвоение авторства» (http://mega.km.ru/), называется плагиатом. Несмотря на то, что в науке (равно как и в других сферах) плагиат осуждается, это явление, к сожалению, встречается достаточно часто. Более того, в нашем обществе плагиат понимается достаточно узко, а именно как выдача чужого произведения или его части за свое — и, в принципе, все. На Западе же академическая общественность выработала более расширенное понимание плагиата в науке, а рекомендации о том, как избежать этого нарушения норм научной этики, достаточно подробны и объемны. Ознакомиться с ними будет интересно и полезно.

Разновидности плагиата в академической прозе

Одним из популярных интернет-ресурсов о плагиате является сайт TurnItIn. Его авторы решили привести определение данного термина, содержащееся в словаре Merriam-Webster. Осуществлять плагиат означает: 1) украсть идею или слова другого человека и выдать их как свои собственные; 2) использовать результаты труда другого человека без указания источника, откуда они позаимствованы; 3) украсть литературное произведение и 4) представлять уже существующую идею (или продукт) как новую и оригинальную. Таким образом, плагиат — это мошенничество, заключающееся в краже работы у другого человека, в чем плагиатчик не признается.

Плагиатом является целый ряд действий. Некоторые понятны из сказанного. Это выдача полностью чужой работы за свою, использование чужих идей или фраз без указания источника, а также указание неправильной информации об источнике, откуда позаимствована информация. Другие случаи менее очевидны, поскольку связаны с нарушением правил цитирования.

Сами правила нам знакомы. Цитирование применяется во всех тех случаях, когда необходимо привести мнение другого автора. Хорошим тоном считается указание определенной информации об авторе (род занятий, название цитируемого произведения и др.) при первом его упоминании, особенно если автор неизвестен целевой аудитории. Если мысль автора приводится дословно, то она берется в кавычки. Если цитируется большой отрывок из текста, то он в кавычки не берется. Вместо этого он выделяется в отдельный параграф, который печатается либо более мелким шрифтом, либо с другим отступом абзаца (чтобы было видно, что это именно дословная цитата). Допустимы пропуски слов, обозначаемые многоточием, и изменения отдельных слов и формулировок, обозначаемые квадратными скобками. Исходный текст можно перефразировать, для чего недостаточно заменить несколько слов, обязательно должна измениться структура предложения, иначе перефразирование не считается корректным. При этом искажение мысли другого автора, приписывание ему того, что он не говорил, не допускается. Кавычки при перефразировании не используются, но ссылка на источник (по возможности, с указанием конкретных страниц) обязательна во всех случаях. В список литературы включаются не только те источники, на которые есть ссылки в тексте, но и те, которые были использованы автором при работе над своим текстом, даже если он на них не ссылается.

Цитаты, не соответствующие изложенным правилам, считаются плагиатом. К таким случаям относятся, во-первых, дословное цитирование текста из источника, не взятое в кавычки, во-вторых, формулирование чужой мысли своими словами с тем, чтобы не указывать источник, в-третьих, некорректное перефразирование, меняющее смысл слов другого автора. Такой подход к цитированию у нас еще не получил распространения. Например, иногда встречаются работы со списком использованных источников, но без ссылок на них по тексту. Мне доводилось получать советы включать в текст своих статей фразы «по нашему (интересно, с кем?) мнению», «автор считает, что…» и им подобные, чтобы было четко видно, что та или иная мысль принадлежит именно мне. Но при следовании вышеизложенному подходу понятно, что любая часть текста, не содержащая ссылки на источник, отражает взгляд и мнение самого автора, потому дополнительно подчеркивать это излишне.

Создатели ресурса TurnItIn проклассифицировали приведенные и еще некоторые случаи плагиата, разбив их на две группы. В первую попали заимствования без указания источника. К ним относятся:

  • «Призрачный автор» — автор выдает выполненную другим человеком работу за свою, не меняя ее содержание. У нас такой вид «творчества» распространен в двух формах: во-первых, использование материалов из интернета, а во-вторых, существует множество «консультационных фирм», готовых написать работу на практически любую тему на заказ.

Следующие три формы плагиата являются модификациями «автора-призрака»:

  • «Фотокопия» — автор копирует значительную часть текста (но не весь текст) из одного источника, не внося в него изменений.
  • «Подвернувшийся материал» — делается попытка скрыть плагиат путем копирования из нескольких разных источников, текст которых не меняется, но автор пишет свои переходные фразы между частями текста.
  • «Плохая маскировка» — остается смысл текста источника, но некоторые формулировки меняются на близкие по смыслу.

Когда информация из различных источников практически полностью перефразируется, пишется в одном стиле, — мы имеем дело с «Трудом лени». Поскольку такой процесс трудоемок, автор мог бы потратить это же время на написание своей собственной работы.

Последняя форма плагиата, включенная в эту группу, несколько неожиданна. Она называется «Украл у себя» и предполагает заимствование текста из собственных более ранних работ. Например, студент может сдавать одну и ту же свою работу преподавателям, ведущим разные дисциплины. В результате нарушается условие ожидаемой от работы оригинальности, а студент упускает возможность получить дополнительные знания по еще одной теме. Кроме того, считается нечестным ожидать получения двух разных оценок за работу, фактически выполненную только единожды. В некоторых университетах «кража у себя» считается настолько же серьезным видом плагиата, как и «призрачный автор», то есть выполнение всей работы другим человеком. Очевидно, наши ВУЗы пока что этому аспекту проблемы не уделяют внимания вообще. С другой стороны, отечественные печатные СМИ имеют иное мнение. Они требуют, чтобы авторский материал публиковался только в одном издании, а перепечатки сопровождались ссылкой на то издание, где материал опубликован впервые. Связано это с защитой авторских прав, которая постепенно начинает внедряться по отношению к журналистским работам. Зато в университетах вопрос об авторских правах студентов пока не ставится.

Ко второй группе относятся работы с указанием источников, тем не менее являющиеся плагиатом. Их подразделяют на:

  • «Забытую ссылку» и «Дезинформатор», связанные с неправильным или ошибочным оформлением ссылок на источник.
  • «Слишком идеальное перефразирование». Оно имеет место, когда дословная цитата не взята в кавычки. Таким образом, у читателя создается неверное впечатление о том, что автор привел свою оригинальную интерпретацию взглядов, изложенных в источнике.
  • «Идеальное преступление» совершается, когда автор правильно приводит некоторые цитаты, а остальные перефразирует. В результате читатель ошибочно думает, что перефразированный текст является авторским анализом цитируемых мыслей.
  • «Обильное цитирование» происходит с соблюдением всех правил цитирования и перефразирования. Подвох в том, что работа практически не содержит оригинальных результатов авторского исследования. Для обозначения этого случая у нас используется более корректное, нежели плагиат, слово «компиляция». Этот вид плагиата достаточно сложно обнаружить, поскольку он на первый взгляд выглядит так же, как любой другой тщательно проработанный и подготовленный материал.

Таким образом, на самом деле избежать некорректного заимствования чужих мыслей и выводов не так уж и сложно. Необходимо соблюдать несложные правила цитирования и перефразирования, четко выделяя идеи, заимствованные из других источников и не забывая о том, что любая научная работа предполагает наличие не только полемики, но и выводов самого автора.

Студенческая исследовательская деятельность

Википедия (популярная интернет-энциклопедия: http://www.wikipedia.org) говорит о том, что специальных исследований, посвященных распространенности плагиата, проведено не очень много. Большинство из них сконцентрированы на ситуации в университетах, на проблемах, связанных со стремлением студентов «облегчить себе жизнь» при подготовке письменных заданий по изучаемым дисциплинам. Главным помощником студентов сегодня выступает интернет, дающий возможность быстро найти информацию на нужную тему и использовать ее при подготовке любого задания. С другой стороны, обнаружить факт некорректного заимствования становится все сложнее, приходится применять специальное программное обеспечение, сравнивающее сданную студентом работу с тысячами других работ. Соответственно, заимствования из чужих текстов жестко наказываются. За работу, содержащую элементы плагиата, студент почти гарантированно получает неудовлетворительную оценку, часто ему не засчитывается вся изучаемая дисциплина, а иногда студент отчисляется из университета. Вне университетских стен наказания могут быть еще более серьезными — от солидного штрафа в несколько тысяч долларов до тюремного заключения.

Поэтому в учебных программах западных университетов находится место для обучения студентов написанию исследовательских материалов, использованию литературы, тому, что такое плагиат и как его избежать. Ведь часто учащиеся нарушают общепринятые правила написания исследовательских работ, научную этику просто потому, что с ними не знакомы. Студентов необходимо учить грамотному изложению своих мыслей, правильному цитированию и выделению выводов других авторов, умению интересно преподнести материал и т.д. Помимо этого направления работы, университеты принимают свои «кодексы этики», в которых четко указывается, чтó при исследовательской деятельности студента допустимо, а что — нет. Для того, чтобы такие кодексы лучше соблюдались, к их разработке привлекаются сами учащиеся. В совокупности с компьютерной проверкой каждой сданной работы на предмет плагиата, указанные меры позволяют максимально повысить степень оригинальности студенческих работ.

Итак, что же конкретно подталкивает студентов к плагиату? TurnItIn делит факторы на две группы — на ненамеренный и намеренный плагиат. Причины ненамеренного плагиата назывались выше. Их можно обобщить как незнание студентами требований, которым должны соответствовать их работы, и того, как такие требования выполнить. Как правило, наказание за ненамеренный плагиат более мягкое, чем за целенаправленное «облегчение выполнения задания». А намеренно нечестному поведению студентов существует целый ряд объяснений, впрочем, не являющихся чем-то неожиданным.

Так, сегодня поиск информации гораздо менее трудоемок, чем ее обработка и анализ. Поэтому при подготовке работы часто вполне можно ограничиться использованием интернета, что не развивает аналитические навыки студентов. Вследствие чего выполнение работы лишается смысла, так как не выполняется его главная задача. Студенты могут мотивировать свое нежелание анализировать вопросы заданной темы тем, что они все равно не смогут достичь того качества работы, которого добиваются более опытные люди. На это рекомендуют отвечать, что в работе наиболее важны выводы автора, его собственное видение вопроса, а в процессе выполнения задания человек прежде всего учится сам, вырабатывает свой стиль и развивает мышление. Достичь результативности такого подхода при нашем менталитете достаточно сложно, здесь многое зависит от преподавателя, от его способности и желания наладить нормальное взаимодействие со своими учащимися.

Более сложно бороться с «эффектом толпы» («все это делают!») и с теми случаями, когда у студента преобладает стремление не приобрести максимум знаний, а просто получить оценку. Наиболее эффективной здесь является прямая борьба с плагиатом. В частности, нельзя допускать того, чтобы несамостоятельные работы получали высокие оценки, поскольку последнее демотивирует: нет смысла писать работу самому и получить за нее низкую оценку, когда позаимствованные работы оцениваются выше. Тогда автоматически снизится и эффект толпы. Снова возникает проблема наличия у преподавателей стремления реально проверять работы на плагиат, для чего без компьютеров не обойтись. Необходимое программное обеспечение как наших, так и зарубежных разработчиков в Украине уже есть, но пока что его задействование носит экспериментальный и эпизодический характер.

Изложенные общие рекомендации с незначительными модификациями применяются в большинстве иностранных вузов. Интересны дополнения к ним. Так, канадский университет Bishop’s University (http://www.ubishops.ca/ccc/div/soc/psy/plagia04.pdf) предупреждает студентов о том, что плагиат не допускается не только в готовой работе, но и в черновом ее варианте, сдаваемом преподавателю на предварительную проверку. Учащийся может показать свою работу товарищу, чтобы тот «посмотрел со стороны» и указал на возможные ошибки в логике текста или грамматической правильности его написания. Однако коллега не должен сам переписывать фрагменты текста или помогать с его переводом, если требуемый язык не родной для автора работы. А сам плагиат в университете считается серьезным проступком, поскольку он «оскорбляет преподавателя, является нечестным по отношению к однокурсникам и к самому себе и разрушает процесс университетского образования». В Университете Торонто подчеркивают, что плагиатом («литературным воровством») выступает в том числе и переписывание у товарища домашнего задания или списывание на экзамене. Что интересно, сами студенты считают использование шпаргалок на экзамене более серьезным проступком, чем сдачу в течение семестра работы, выполненной другими людьми.

Вместо выводов

Ожидать скорого распространения у нас вышеописанных академических стандартов по отношению к «заимствованиям чужого текста», по меньшей мере, очень оптимистично. Возможно, этому поможет пресловутый «Болонский процесс». В любом случае, согласно изложенным требованиям, даже данная статья выступает плагиатом: нарушены правила цитирования, слишком большая часть текста написана по материалам источников, не везде четко видно, какие тезисы позаимствованы из источников, а какие принадлежат самому автору и т.д. Но стремление ознакомить читателей с современным пониманием плагиата как негативного явления, а также особенности газетного стиля, не позволяющие давать в конце работы полный список литературы, а по тексту — постраничные ссылки, заставили написать материал именно так. Надеюсь, это послужит определенным оправданием вынужденному плагиату, допущенному автором статьи.

Стаття опублікована на «Освітньому порталі» 19.05.2005 р.

Від автора: Сьогодні, через 11 років після написання цієї статті, ми маємо вже значно краще розуміння феномена плагіату в академії — і, прикро, такі самі невтішні успіхи у боротьбі із цією хворобою.Коли ще через 11 років буде та сама ситуація, буде соромно.

Деякі посилання, наведені у статті, вже не відкриваються. Вони збережені, як у первісному тексті.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.